Донская порода

Донская порода

Одна из старейших отечественных пород лошадей, появление которой относится к ХУ-ХУ1 столетию. Порода сложилась в казачьих станицах нижнего течения реки Дон. В основе ее формирования лежали местные ногайские кобылы, а в качестве жеребцов использовались, в основном, представители восточных пород — турецкие, карабахские, турк­менские. Основным назначением донских лошадей было использование в военных походах и в защите южных рубежей России. Это определяло ос­новные качества породы: выносливость в продолжительной работе под всад­ником, неприхотливость в еде, подвижность и поворотливость в боевых условиях, смелость и даже агрессивность при столкновении с противни­ком. История развития донской породы лошадей разделяется на три пери­ода — формирование так называемой старо-донской лошади, возникнове­ние донской породы как универсальной верхово-упряжной и совершенство­вание этой породы в условиях советского коннозаводства.

Старо-донская лошадь формировалась в условиях станичных табунов. Эта организационная форма коневодства имела многие преимущества и позволяла вести эффективную селекцию. Кобылы, принадлежавшие от­дельным казачьим семьям, сводились в один табун. Жеребцов для косяч­ной случки отбирали и назначали к отдельным кобылам очень знающие, опытные казаки. За таким табуном следили с большой тщательностью, проводили все необходимые обработки, таврение жеребят, их отбивку. Та­буну выделяли лучшие пастбищные участки и заготавливали на зимний период запасы сена. Все это давало возможность выращивания полноцен­ных лошадей. Молодые лошади проходили подготовку и разнообразные испытания в период ежегодных осенних сборов, где выяснялись их поход­ные и боевые качества.

Старо-донская лошадь характеризовалась средним ростом (150-154 см), сухостью конституции, особой выносливостью и достаточной резвостью. Казачьи формирования на донских лошадях зарекомендовали себя как исключительно боеспособные части в военных компаниях XVIII — начала XIX в., что послужило основанием для начала широкого применения этих лошадей и в регулярных кавалерийских частях царской армии. Повы­шенный интерес к донской лошади стал стимулом перехода от станичной табунной формы разведения к созданию крупных частных конных заво­дов. Племенная работа в этих заводах была направлена уже не на поддер­жание и развитие качеств боевой казачьей лошади, а на выведение лоша­дей более высокого роста, поскольку кавалерийские ремонтеры платили за лошадей «от вершка». Это вызвало широкое применение скрещиваний донских кобыл с жеребцами самых разных пород, которое во многих случаях оказывало на породу негативное влияние. В этот период донская лошадь стала использоваться и как рабочая в развивающихся в регионах Дона крупных сельскохозяйственных производствах. Это назначение так­же влияло на селекцию и вело к некоторым изменениям типа и качеств старо-донских лошадей.

События Первой мировой и особенно гражданской войн в России на­несли неизгладимый ущерб донскому коневодству. Огромное число лоша­дей погибло. Оставшиеся лошади в большинстве своем не были лучшими представителями породы. Однако острая потребность в строевой кавале­рийской лошади для Красной Армии заставила обратить самое серьезное внимание на восстановление породы и максимальное увеличение ее чис­ленности. В Ростовской области было создано несколько конных заводов, получивших статус военных. В этих заводах было собрано лучшее из остававшегося поголовья донских лошадей, разработана и применена сис­тема культурно-табунного коневодства, велась тщательная селекция по требуемым признакам. Эти меры позволили уже к 40-м гг. значительно усовершенствовать донскую породу лошадей и сделать ее одной из веду­щих пород верхово-упряжного типа в стране. Донские лошади стали не только основной породой, широко используемой для комплектования кон­ского состава кавалерийских частей, но и нашли себе место в народном хозяйстве. Они вскоре стали основными улучшателями мелкорослых ло­шадей в Казахстане, в республиках Средней Азии и в восточных регионах России.

В настоящее время лошади донской породы характеризуются следую­щими основными признаками. Средние промеры кобыл в породе составля­ют: высота в холке 161 см, длина туловища 165 см, обхват груди 190 см и обхват пясти 20 см. В экстерьере донской лошади выделяются: средней длины, хорошо обмускуленная шея, длинная, но не высокая холка, лопат­ка средней длины и недостаточно наклонная, спина прямая, прямой, широ­кий круп, хорошо развитая в глубину и ширину грудная клетка. Прочные конечности, часто с недостаточным наклоном бабки. В породе не встречаются другие масти, кроме рыжей, которая, однако, имеет самые различные оттенки и особенности.

Донские лошади обладают неплохой резвостью на галопе и хорошей дистанционностью. Результаты суточных пробегов показали, что донские лошади способны проходить за это время до 300 км (лучший результат 264 км, жеребец Кагал). В классических видах конного спорта донские лошади не имеют высоких достижений, но отдельные из них показали хорошие прыжковые способности и даже становились победителями и при­зерами крупных турниров. Испытания лошадей донской породы в упряжи показали, что и здесь они способны развивать силу тяги, сопоставимую с лошадьми тяжеловозных пород.

В породе сформировались и до последнего времени поддерживались внутрипородные типы: характерный, восточный, массивный и верховой. Деление породы на эти типы позволяло сохранять универсальный характер породы и использовать лошадей для самых различных целей. В породе получили развитие мужские линии жеребцов: Буяна, Королька, Забавни­ка, Бордо и Гульсына.

Основное разведение лошадей донской породы сосредоточено в конных заводах Ростовской области (конный завод им. С. М. Буденного и Зимовниковский) и в республике Калмыкия. Значительное поголовье донских ло­шадей имеется также в конных заводах Казахстана и Киргизии.


Наверх