Владимирская порода

Владимирская порода

Выведена на племенных конефермах Владимирской и Ивановской областей в результате скрещивания жереб­цов клейдесдальской и шайрской пород с местными улучшенными уп­ряжными кобылами. В крестьянских хозяйствах, расположенных вокруг Гаврилова Посада, Юрьев-Польского и Суздаля, использовались в случке преимущественно клейдесдальские жеребцы, что способствовало дальней­шему укрупнению лошадей и приданию им упряжного тяжеловозного типа. С 30-х гг. прошлого столетия началась плановая племенная работа по разведению и типизации высококровных помесей, содержавшихся на 98 племенных фермах колхозов Владимирской и Ивановской областей.

К концу Великой Отечественной войны в районах использования жереб­цов улучшающих пород был сформирован массив упряжных лошадей, близких по типу к клейдесдальским и шайрским, но более сухих, работо­способных, правильного телосложения. Организованный в 1936 г. Гавриловопосадский государственный племенной рассадник завершил много­летнюю работу по созданию новой тяжеловозной породы, которая офици­ально была утверждена в 1946 г. как владимирская порода. Основное влияние на формирование породы оказали клейдесдальские жеребцы Лорд Джемс, Бордер Бренд и Глен Эльбин.

Лошади владимирской тяжелоупряжной породы отличаются высоким ростом, хорошо развитыми мышцами, крепкой конституцией и энергич­ным темпераментом. Они имеют свободные движения на шагу и рыси, хорошо приспособлены к условиям средней полосы России. У них крупная, но породная горбоносая голова, шея средней длины, высокого выхода, изогнутая, с хорошим затылком. Холка высокая, длинная, спина широкая, иногда мягковатая. Круп длинный, нормального наклона, раз­двоенный. Корпус достаточно массивный, несколько уступающий советским тяжеловозам, но с хорошими округлыми ребрами. Конечности относительно длинные, достаточно сухие, но у многих лошадей отмечается значительная оброслость конечностей, что нежелательно, так как это усложняет уход за лошадью. Масть лошадей, как правило, гнедая, с крупными отметинами на голове и конечностях, реже встречаются вороные и рыжие лошади. Промеры жеребцов: высота в холке — 166,4 см, длина туловища — 173,3 см, обхват груди — 203,8 см, обхват пясти — 24,0 см, кобыл: 162,8-169,9-198,4-23,5 см соответственно.

Владимирский тяжеловоз достаточно скороспелый: в трехлетнем возра­сте жеребцов и кобыл используют для воспроизводства и на сельскохозяй­ственных работах. При нормальных условиях кормления и содержания кобыл выход жеребят составляет 75-80%. Продолжительность заводского использования лошадей этой породы — 18—20 лет.

Отдельные лошади владимирской породы на рысистом аллюре прохо­дят классическую дистанцию 1600 м за 3 мин ровно, т. е. укладываются в стандарт рысака. Благодаря своим ценным племенным и рабочим качествам владимир­ские тяжеловозы успешно используются в качестве улучшателей многих местных пород лошадей. Они хорошо приспособлены к культурно-табун­ным условиям содержания и в Казахстане и Бурятии используются в ко­сячной случке.

В породе созданы генеалогические линии Литого, Холода, Стандарта и другие, а также ценные маточные семейства. Основной задачей племенной работы с породой является совершенствование типа, экстерьера и упряж­ных качеств животных. Работа направлена на сохранение и совершенство­вание положительных хозяйственно-полезных качеств. Главный метод пле­менной работы — чистопородное разведение по линиям с использованием инбридинга на выдающихся лошадей владимирской породы и кроссов. Учи­тывая относительную малочисленность поголовья, целесообразно провести работу по освежению крови путем приобретения в Англии и Шотландии племенных жеребцов и маток клейдесдальской и шайрской пород, близких по типу к лучшим представителям владимирской породы.

Лучшие племенные лошади сосредоточены в Гавриловопосадском (Ива­новская область) и Юрьев-Польском (Владимирская область) конных заво­дах. Кроме того, лошадей владимирской породы разводят и на племенной ферме ООО «Ковчег» Ленинградской области. Ведется Государственная книга племенных лошадей владимирской породы.

Литовская тяжеловозная порода. Для получения крупной транспорт­ной и сельскохозяйственной лошади в Литве широко использовались же­ребцы породы шведский арден, которые по основным характеристикам были ближе к брабансонам, в скрещивании с кобылами породы жемайчу. Некото­рую роль в создании породы сыграли также русские и советские тяжелово­зы. Типизацию поголовья завершили Жагарская, Неманская, Вильнюсская и Судавская государственные заводские конюшни, Кедайнянский и Таураг-ский племенные рассадники. Утверждена порода в 1963 г.

У лошадей литовской тяжеловозной породы хорошо развитая мускулату­ра, крепкая конституция и спокойный темперамент. Для этой породы харак­терен средний рост (высота кобыл в холке — 157 см), типичное упряжное сложение, хорошо развитая грудная клетка, сухость конечностей. Большин­ство лошадей имеют рыжую масть различных оттенков, встречаются игрене­вые лошади. Из недостатков экстерьера встречаются грубоватая голова, мяг­кая спина, косолапость, саблистость конечностей и некоторые другие. Ло­шади этой породы преимущественно рыжей и гнедой масти. Отличаются долголетием, плодовитостью, молочностью, здоровьем. По работоспособно­сти они несколько уступают более крупным тяжеловозным породам, но имеют очень ровные высокие показатели во всех видах испытаний.

обслуживании овец и скота на высокогорных пастбищах. Одно время с целью укрупнения тушинских лошадей применялось скрещивание их с кабардин­скими и карачаевскими лошадьми, что давало неплохие результаты.
В России литовские тяжеловозы нашли применение в продуктивном коневодстве. На Алтае в скрещивании с местными лошадьми при выведе­нии новой породы продуктивного назначения литовские тяжеловозы пока­зали лучшие результаты в сравнении с жеребцами других тяжеловозных пород. На кумысной ферме совхоза «Овощевод» Республики Марий Эл литовские кобылы имеют самую высокую молочную продуктивность, а кобыла Бише этой породы за 304 дня лактации дала 7002 кг молока. В Литве основное разведение породы сосредоточено в Вильнюсском конном заводе, их используют как рабочих животных, как улучшателей поголовья, кроме того, экспортируют для убоя на мясо.


Наверх