Русская тяжеловозная порода

Русская тяжеловозная порода

Лошади этой породы относятся к группе мелких тя­желовозов и создана путем скрещивания выводных жеребцов арденской породы с улучшенными местными кобылами средней полосы России, Ура­ла и Украины.
Выводные арденские жеребцы, использованные в скрещивании, были во многих случаях дисгармоничны, с большим количеством различных недостатков экстерьера, но отличались хорошей подвижностью, сухостью сложения, неприхотливостью и добронравием. Они быстро распространи­лись по России, и в 1904 г. их разводили более чем в 400 хозяйствах, включая Хреновской и Деркульский конные заводы.

Учитывая большой спрос на лошадей этой породы и им подобных, арденов стали скрещивать с местными кобылами упряжного типа, главным образом с помесями брабансонов. Под влиянием систематического отбора экстерьер помесных лошадей был значительно улучшен, и на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. эти лошади обратили на себя внимание. В результате жеребец Каравай из Хреновского конного завода был признан лучшим и удостоен золотой медали.

После гражданской войны импорт лошадей прекратился. Была начата работа с оставшимися арденами и их помесями с целью выведения некруп­ной сельскохозяйственной лошади, сочетающей в себе положительные каче­ства исходных пород: высокую работоспособность, доброезжесть, неприхот­ливость. В результате многолетнего отбора в конных заводах постепенно сложился массив некрупных лошадей консолидированного происхождения и типа, заложены и сформированы генеалогические линии Караула, Лар­чика, Рубикона.

Учитывая однотипность полученных помесных лошадей, их консоли­дированное происхождение и резкое отличие от типа старого ардена, в 1952 г. породная группа была апробирована как новая порода — русская тяжеловозная.

Лошади этой породы отличаются некрупным ростом. Промеры жеребцов составляют: высота в холке — 151,8 см, длина туловища — 164 см, обхват груди — 206,2 см, обхват пясти — 22,3 см, кобыл — 148,4-160— 191,0-21,1 см соответственно. Для них характерны гармоничное сложе­ние, исключительно добронравный характер, неприхотливость и высокая плодовитость.

Голова у них сухая, довольно легкая, широколобая, с ясными живыми глазами. Шея средней длины, часто красиво изогнутая. Холка, спина, по­ясница широкие, мускулистые, круп широкий, мускулистый, нормальногонаклона. Грудная клетка широкая, глубокая, ребра бочкообразные. Конеч­ности недлинные, сухие, крепкие, правильно поставленные, оброслость небольшая. Масть лошадей рыжая, рыже-чалая, рыжая в седине, реже — гнедая и вороная.

Жеребцы и кобылы в коневодческих хозяйствах регулярно используют­ся на разнообразных работах, что способствует выработке хороших рабочих качеств, доброезжести и отдатливости в работе. Кроме того, это снижает себестоимость получаемой племенной продукции, способствует повышению плодовитости жеребцов и кобыл и отбору лошадей с лучшими рабочими качествами. Лошади русской тяжеловозной породы отличаются высокой работоспособностью. В соревнованиях с силой тяги 150 кг кобыла Находка прошла 2000 м за 13 мин; кобыла Геральдика с тяговым усилием 50 кг преодолела эту дистанцию за 5 мин 20,4 с. В соревнованиях на тяговую выносливость кобыла Палатка с силой тяги 300 кг прошла 1091,6 м, а жеребец Рулет проявил максимальную силу тяги 869,5 кг.

Русские тяжеловозы неприхотливы в еде, способны хорошо усваивать корм и сохранять упитанность. Кобылы этой породы в условиях конных заводов отличаются высокой плодовитостью (85—90 жеребят на 100 маток) и хорошей молочностью — они дают в среднем до 2700 кг молока. Племенные жеребцы прекрасно выдерживают косячную случку. Продолжитель­ность заводского использования — 20-22 г., нередко 25-27 лет.
Русские тяжеловозы представляются перспективными и для мясного коневодства. Скрещивание жеребцов русской тяжеловозной породы с мест­ными степными кобылами (например, с казахскими) оказалось эффектив­ным. Полученный при таком скрещивании приплод в обычных табунных условиях превосходит местных сверстников по живой массе на 60-70 кг.

Основным методом совершенствования породы является чистопородное разведение по линиям. Главные признаки отбора: крупность, типичность, правильный экстерьер с учетом результатов использования лошадей на хозяйственных работах и в специальных испытаниях, а также здоровье, долговечность, плодовитость и молочность. В породе культивируются ли­нии Караула, Ларчика, Рубикона, Капитена, Свиста и прогрессивные ма­точные семейства. Ведется Государственная книга племенных лошадей рус­ской тяжеловозной породы.

Порода широко распространена почти во всех зонах страны. Лучшая часть племенного поголовья лошадей русской тяжеловозной породы сосре­доточена в таких крупных специализированных конных заводах России, как Куединский (Пермская область), Хреновской (Воронежская область), Вологодский, а также в Мстиславском в Белоруссии и в Ново-Александров­ском в Луганской области на Украине. В Башкирии русских тяжеловозов разводят на племрепродукторе ПО «Пищекомбинат» Стерлитамакского района.


Наверх