Советская тяжеловозная порода

Советская тяжеловозная порода

Выведена при скрещивании бельгий­ских тяжеловозов брабансонов с улучшенными местными упряжными ко­былами разнообразного происхождения (помеси арденов, першеронов, суффольков и битюгов).

Практиковавшееся вначале поглотительное скрещива­ние постепенно уступило место воспроизводительному. Постепенно в Починковском (Нижегородская область) и Мордовском конных заводах, а также на племенных конефермах Нижегородской, Ярославской, Влади­мирской областей был создан большой массив однотипных тяжелых лоша­дей, отличавшихся от брабансонов сухостью телосложения, гармонично­стью и подвижностью.
В 1952 г. эта группа была апробирована в качестве новой породы — советской тяжеловозной. В процессе работы по созданию породы специали­стами и учеными был проведен серьезный отбор племенного материала с целью устранения недостатков, унаследованных от брабансонов, таких как излишняя фризистость (оброслость конечностей) и сырость, предрасполо­женность к мокрецам, рыхлость конституции, излишне флегматичный тем­перамент.

Современные советские тяжеловозы — крупные лошади. Про­меры жеребцов: высота в холке — 165,8 см, длина туловища — 177,3 см, обхват груди — 221,0 см, обхват пясти — 26,1 см; кобыл — 163,7-173,4-202,0-24,3 см соответственно. Животные отличаются правильным экстерь­ером, неприхотливостью, добронравием и хорошей работоспособностью. У них средняя по величине голова, мускулистая, средней длины шея, хол­ка широкая, низкая, спина широкая, иногда мягковатая, поясница ровная, широкая, круп, как правило, мощный, широкий, раздвоенный, часто свис­лый. Грудная клетка широкая, глубокая, с отлично развитыми округлыми ребрами. Конечности средней длины, сухие и крепкие; иногда наблюдают­ся запавшее запястье, косолапость, саблистость и мягкие бабки. В породе преобладают рыжая и рыже-чалая масти, изредка встречается гнедая. Конституция крепкая, темперамент живой, энергичный.

Лошади советской тяжеловозной породы обладают разносторонними рабочими качествами: производительными движениями на шагу, силой, выносливостью. Они отличаются выдающейся грузоподъемностью. На со­ревнованиях жеребец Форс вывез груз массой 22 991 кг. Жеребец Зубр с тяговым усилием 150 кг прошел шагом 2 км за 11 мин 51,8 с, а кобыла Рафия с тяговым усилием 50 кг пробежала рысью эту дистанцию за 4 мин 53 с. Кобыла Русалка с силой тяги 300 кг прошла 2131 м, а Вятка прояви­ла максимальное тяговое усилие 888 кг.

Советские тяжеловозы отличаются скороспелостью, имеют хорошие молочные и мясные качества. Так, благодаря исключительно высокой мо­лочности кобыл (до 20 кг молока и более), жеребята-сосуны дают ежеднев­но до 2 кг прироста живой массы, к отъему весят 350-375 кг, а в годовалом возрасте — 520-540 кг. Многие кобылы дают за лактацию 4000-5000 кг молока, а от кобылы-рекордистки Рябины было получено 6173 кг. Живот­ные этой породы отлично используют пастбище, грубые и сочные корма, хорошо акклиматизируются в суровых условиях и нетребовательны к со­держанию. Эти ценные качества обеспечили популярность породы в деле улучшения рабочих лошадей и сделали ее весьма перспективной в мясном коневодстве. Плодовитость кобыл конных заводов — 65-76%, срок пле­менного использования — 16-18 лет.

В породе выделено три типа: основной, облегченный и утяжеленный. Племенная работа с породой направлена на совершенствование форм тело­сложения и рабочих качеств лошадей. В Мордовском конном заводе сло­жился своеобразный тип лошадей советской тяжеловозной породы, что было обусловлено прилитием крови суффольков, придавших животным этого хозяйства сухость, хорошие движения и энергичный темперамент.
Лучших лошадей советской тяжеловозной породы выращивают в Починковском и Мордовском конных заводах. В Починковском конном за­воде ведущую роль в племенной работе сыграли брабансоны линии Боже через потомков Режима и Омуля, а также Клерон Реми и Жасмин, а в Мордовском — Вальсер де Монкро и суффольк Сюдборн Пионер. В породе сформировались новые мужские линии Флейтиста, Румба и Ковбоя. Ве­дется Государственная книга племенных лошадей советской тяжеловоз­ной породы.


Наверх